Официальный сайт
Адрес райисполкома:
231430, г. Кореличи,
пл. 17 Сентября, 9
Электронная почта:
korelichi@mail.grodno.by
Телефон: 8-(1596)-2-18-24
Факс: ***

Группа по борьбе с экономическими преступлениями

Краткий очерк истории создания и развития службы борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями.

После гражданской войны и формирования на территории Беларуси штатного аппарата рабоче-крестьянской милиции ей отводилась немаловажная роль в охране «экономического достояния республики», что закреплено соответствующими положениями.

Так, приказом № 20 Главного управления рабоче-крестьянской милиции Социалистической Советской Республики Беларусь (С.С.Р.Б.) от 30 ноября 1920 г. объявлялись положение и структура республиканской милиции. Одним из ее отделов являлся отдел промышленной милиции, ведавший «охраною всего национализированного имущества С.С.Р.Б., кроме железнодорожных путей и сооружений водного транспорта». Это первая штатная служба в структуре рабоче-крестьянской милиции Беларуси, которая послужила прообразом отдела БХСС.

10 июля 1934 г. в соответствии с постановлением ЦИК СССР образован общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел СССР, компетенция которого охватывала государственную безопасность, общественный порядок, пожарную, пограничную и внутреннюю охрану, запись актов гражданского состояния, а также управление исправительно-трудовыми лагерями и трудовыми поселениями. В числе четырех приоритетных задач, которые возлагались на НКВД СССР согласно п.2 постановления об его образовании, значилась охрана общественной (социалистической) собственности.

16 марта 1937 г. приказом НКВД СССР № 00118 в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД образован отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС). На новую службу возлагалась борьба с хищениями социалистической собственности и спекуляцией в системах госторговли, потребительской и инвалидной кооперации, заготовительных организаций, сберкасс, а также борьба с фальшивомонетничеством и оперативное руководство комендантами заготовительных пунктов системы «Заготзерно». До образования службы БХСС борьба с экономическими преступлениями в наиболее концентрированном виде сосредотачивалась в трех разных отделах НКВД – секретно-политическом (СПО) и экономическом (ЭКО) управления государственной безопасности (УГБ) и уголовного розыска УРКМ. В аппаратах уголовного розыска в центре и на местах действовали отделения по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, объем работы которых был ограничен. Наиболее сложные или «резонансные» преступления вели вышеназванные отделы УГБ.

Единицы сохранившихся архивных документов позволили восстановить лишь примерную структуру отдела БХСС НКВД БССР и распределения функций между его отделениями в предвоенное время. Так, согласно утвержденному 27 декабря 1940 г. списку личного состава НКВД БССР на военное время отдел БХСС состоял из 4 отделений и следственной группы. Первое отделение занималось борьбой со спекуляцией, второе – с хищениями в госторговле и потребкооперации, третье – в местной и легкой промышленности, инвалидной кооперации, снабженческих и сбытовых организациях, четвертое – с хищениями в сельском хозяйстве, заготовительных организациях и борьбой с фальшивомонетчиками.

Во время Великой отечественной войны служба БХСС активно участвовала в организации снабжения фронта и оборонной промышленности, нормальной деятельности отраслей народного хозяйства, в тесном взаимодействии с общественностью вела напряженную борьбу с хищениями продовольственных карточек, осуществляла контроль за правильностью их учета и выдачи, пресекала спекуляцию ими. Сотрудники БХСС помогали организованной эвакуации населения, промышленных предприятий, колхозного имущества, а также принимали непосредственное участие в боевых операциях против немецко-фашистских захватчиков.

Следует отметить, что все послевоенные начальники отдела БХСС МВД БССР (руководившие службой до 1975 года) воевали на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских формированиях и соединениях или обеспечивали общественный порядок в тылу.

На основании Закона СССР от 15 марта 1946 г. НКВД СССР стал называться МВД СССР. Аналогичные преобразования произошли и в союзных республиках.

Важнейшим органом МВД БССР являлось управление милиции (в состав УМ входил и отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией), которым определялись основные направления, формы, методы и средства борьбы с преступностью. Оно осуществляло общее руководство деятельностью всех служб милиции республики, контролировало работу периферийных органов, разрабатывало уставы, положения, приказы и инструкции по вопросам работы, руководило служебной подготовкой сотрудников. В первые послевоенные годы одним из наиважнейших направлений работы милиции являлась охрана государственной собственности.

Приказом МВД БССР от 2 июня 1947 г. № 00130 в составе ОБХСС управления милиции МВД образовано два новых отделения по руководству периферийными органами милиции по линиям борьбы с хищениями государственного и общественного имущества. Первое отделение (условно названное восточным) занималось отделениями БХСС УМВД БССР Витебской, Гомельской, Могилевской, Бобруйской, Полесской, Полоцкой, Минской областей и города Минска. Второе отделение (западное) руководило деятельностью аппаратов БХСС УМВД Пинской, Брестской, Гродненской, Барановичской и Молодеченской областей.

На созданное ранее третье отделение возлагалась организация борьбы со спекуляцией, фальшивомонетничеством, хищениями социалистической собственности в промышленности, сельском хозяйстве, на базах «Заготзерно», на пятое – ведение следственных дел по фактам хищений. Каждый сотрудник отделения имел строго определенные служебные обязанности, в соответствии с территориальным принципом осуществлял контроль за

деятельностью аппаратов БХСС в городах и районах по всем линиям борьбы с хищениями социалистической собственности, нес персональную ответственность за состояние работы служб БХСС своего региона.

В отделе БХСС УМ МВД БССР имелись и другие службы, учетная группа занималась сбором и анализом фактов хищений государственного и общественного имущества, а в справочном учете сосредотачивались данные о деятельности всех аппаратов БХСС, включая районные отделы и отделения внутренних дел.

Однако, как показала практика, выделение двух периферийных отделений в отделе БХСС «не способствовало усилению работы по борьбе с хищениями и спекуляцией». И уже в январе 1948 года утверждается новая структура отдела БХСС УМ МВД БССР. Вместо существующих отделений было создано пять новых, которые осуществляли работу по отраслевому принципу. В частности:

1-ое отделение – организация и проведение борьбы с хищениями и растратами в системе торговых организаций и потребкооперации, борьба со спекуляцией, самогонокурением, фальшивомонетчиками и валютчиками;

2-ое – борьба с хищениями и растратами в системах Министерства заготовок («Заготзерно», «Заготсмот», «Белплодоовощ» и др.), Министерстве сельского хозяйства (колхозы, совхозы, МТС), лесоразрабатывающие и лесоторговые организации;

3-е – объекты пищевой, мясомолочной, вкусовой и легкой промышленности;

4-ое – все остальные промышленные объекты, строительные организации, финансовые учреждения, промкооперация и другие организации и ведомства;

5-ое – осуществляло следствие по уголовным делам.

Шестой структурной единицей ОБХСС являлась учетно-контрольная группа.

Осуществленные в 1948 году изменения в организации работы аппаратов БХСС, которые стали строиться по линейно-отраслевому принципу, были первой значительной перестройкой службы.

В последующие десятилетия дальнейшее развитие получила деятельность по охране государственной и общественной собственности. Повышенное внимание к данному участку работы было обусловлено темпами экономического и социального развития республики. Так, если в 1970 году валовый продукт составлял 23 млрд руб., то в 1980 году – 44 млрд, в 1985 году – 58 млрд. Однако противоречивые тенденции в экономике способствовали проявлению в народном хозяйстве республики различных негативных явлений.

В 1972 году выходит постановление Бюро ЦК КПБ о недостатках в деятельности аппаратов БХСС республики. Подчеркивалось, что борьбе с хищениями не были присущи оперативность и наступательность, отмечалось много недостатков в деятельности службы БХСС по борьбе с хищениями, особенно замаскированными, взяточничеством, спекуляцией и другими преступлениями, а также в профилактической работе.

В последующем аппараты БХСС активизировали борьбу с замаскированными хищениями. Создавались группы экономического анализа, которые изучали финансово-хозяйственную деятельность предприятий и организаций для выявления причин и условий, способствовавших хищению и разбазариванию народного достояния. Такое подразделение было создано в 1974 году в ОБХСС УВД Брестского облисполкома. В 1977 году в ОБХСС УВД Мингорисполкома создается группа оперативно-экономического анализа.

В марте 1971 года коллегия МВД, проанализировав работу минской милиции, отметила серьезные упущения. Было принято решение об укреплении квалифицированными кадрами как отдела БХСС г.Минска, так районных подразделений города. К началу 80-х годов такая работа проведена по всей республике.

В 1986-1991 гг. деятельность милиции по противодействию экономической преступности приобрела небывалую остроту. Процесс перехода к рынку привел к тому, что экономика оказалась в кризисе, нарушались договорные связи между предприятиями и поставщиками, ослабла трудовая и общественная дисциплина. Отсутствие должного правового регулирования новых экономических отношений в финансово-кредитной и налоговой системах, сферах внешнеэкономической деятельности и торговли, на валютном рынке, а также в ходе разгосударствления и приватизации способствовали росту хищений и спекуляций. В этот период деятельность службы была направлена на профилактику преступлений в новых экономических структурах – малых и совместных предприятиях, фондах, концернах и ассоциациях.

В начале 90-х годов, когда остро встал вопрос о создании правового фундамента суверенного Белорусского государства, высокие требования были предъявлены к органам милиции, к их деятельности по обеспечению правопорядка. Одним из существенных шагов явилось принятие Закона БССР «О милиции», в котором были сформулированы основные задачи милиции, ее структура, правовое положение, гарантии социальной защиты сотрудников.

5 июня 1991 г. издан приказ МВД № 64 «О мерах по выполнению постановления Совета Министров БССР от 30 мая 1991 г. № 214», которым устанавливалась трехзвенная система управления милицией в Беларуси: аппарат МВД – подразделения УВД облисполкомов и ГУВД Мингорисполкома – ОВД исполкомов городских, районных Советов депутатов.

В структуре центрального аппарата МВД образовывалась Главное управление криминальной милиции, в состав которого вошло управление БХСС, которое 25 июня 1991 г. переименовано в управление по борьбе с экономической преступностью.

Фактически с начала 90-х годов для службы БЭП начался качественно новый период деятельности, который характеризуется выявлением принципиально новых преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности. На смену ветеранам пришла молодежь – не менее талантливая и ответственная, способная мыслить и принимать решения, добиваться успеха.

Это подтверждается результатами работы по выявлению преступлений в сфере экономики и финансов. В первой половине 90-х годов направленность усилий службы определялась объективными условиями. От нее

требовалось повышать свою эффективность по всем направлениям, традиционно поручавшимся службе БХСС-БЭП. Как следствие, если в 1992-м году выявлено 11504 экономических преступлений, то в 1993-м – 14400, в 1994-м – 17884 преступлений. Активность такой работы достигла своего пика в 1995-1997-м годах, когда количество выявленных в экономике преступлений превысило 20 тысяч (в 1996-м – 22283). Показательным является то, что за указанный период штатная численность службы БЭП сократилась на 6%.

Именно в этот период значительное внимание стало уделяться проблемам коррупции, хищениям, совершаемым должностными лицами, а также связанными с ними негативными тенденциями в конкретных отраслях и сферах деятельности, а также на предприятиях и в учреждениях. Как следствие, постепенно подразделения БЭП переориентировались на выявление так называемых «социально значимых», «резонансных» преступлений, а также преступлений, причиняющих значительный материальный ущерб, т.е. тяжких и особо тяжких, особенно в финансово-кредитной системе, топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах, сферах предпринимательства, обращения подакцизных товаров и иностранной валюты.

С целью повышения эффективности работы, разработана новая штатная структура службы и проведена ее реорганизация – сокращена численность территориальных подразделений БЭП и созданы областные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями в стратегических отраслях экономики, которые с 1 января 2006 года начали свою работу результаты которой по настоящее время оказывают существенное влияние на криминогенную обстановку по линии экономической преступности в Республике Беларусь.

За истекший период 2017 года по линии борьбы с экономическими преступлениями на территории Кореличского района выявлено 3 преступления. Из них: квалифицируемых по ч.3 ст. 211 УК Республики Беларусь – 1, по ч. 1 ст. 427 УК РБ – 2 преступления.

ВНИМАНИЕ! Новые денежные знаки!

Деноминация – изменение нарицательной стоимости денег. Обычно выражается в «удалении» некоторого количества нулей со старых купюр и выпуске в обращение новых денег меньшего номинала. Часто необходимость в проведении деноминации возникает после гиперинфляции с целью упрощения расчетов.
Деноминация белорусского рубля за его относительно короткую историю происходила уже дважды. В далеком 1992 году в Беларуси появились новые деньги – всем известные «зайчики», «белочки», «зубры»… Правда, пока новые купюры печатались, произошла сильная инфляция, в результате цены сильно выросли, и номинал новых банкнот решили увеличить, мысленно прибавив 1 ноль к цифре на банкноте.
Через два года произошла первая деноминация белорусского рубля – деноминация 1994. С купюр убрали ноль, которого по сути никогда не было, и ответствующим образом пересчитали цены на товары и услуги.
Всего через 5 лет белорусы стали миллионерами – к 1999 году в обращении уже находилась купюра номиналом 5 млн. рублей. Было принято решение о второй деноминации, и в 2000 год страна вошла с новыми деньгами, лишенными еще трех нулей. И вот недавно настал кризисный 2011 год. Рубль обесценился в 3 раза, инфляция за один год превысила 108%. Национальный банк выпустил в обращение купюру номиналом 200 000 рублей.
4 ноября 2015 года Указом Президента №450 принято решение о проведении деноминации национальной валюты.
Указом устанавливается, что 1 белорусский рубль образца 2009 года равен 100 белорусским копейкам образца 2000 года.
Как сообщил Нацбанк, деноминация будет проведена путем замены находящихся в обращении банкнот в соотношении 10 000 белорусских рублей в денежных знаках образца 2000 года к 1 белорусскому рублю в денежных знаках образца 2009 года. То есть самый низкий номинал банкноты, действующий в настоящее время, — 100 рублей — будет заменен на самый низкий номинал нового денежного ряда — 1 копейку.
Всего с 1 июля 2016 года в обращение будут выпущены семь номиналов банкнот — 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 рублей, и восемь номиналов монет — 1, 2, 5, 10, 20 и 50 копеек, а также 1 и 2 рубля.
Общая концепция дизайна новых банкнот соответствует девизу «Мая краіна — Беларусь». Каждая банкнота посвящена одной из областей Беларуси и Минску. Соответствие области номиналу банкнот определено в алфавитном порядке.
Изображение банкноты номиналом 5 рублей посвящено Брестской области, 10 рублей — Витебской области, 20 рублей — Гомельской области, 50 рублей — Гродненской области, 100 рублей — Минской области, 200 рублей — Могилевской области, 500 рублей — г. Минску. В дизайне новых банкнот образца 2009 года сохранена преемственность относительно банкнотного ряда образца 2000 года в части использования изображений памятников архитектуры и градостроительства.
Так, на банкноте номиналом 5 рублей в фокусе содержится изображение Каменецкой вежи. На обороте – тема славянских поселений на территории страны.
10 – Тема банкноты – просветительство и книгопечатание.
20 – Тема – духовность.
50 – Тема – искусство.
100 – Тема – театр и народное творчество.
200 – Тема – ремесла и градостроительство.
500 рублей - Тема – литература.
На аверсе (лицевой стороне) вводимых в обращение разменных (циркуляционных) монет изображен Государственный герб Беларуси, на реверсе (оборотной стороне) - цифровые обозначения номиналов монет.
Введение монет говорит о высокой уверенности властей в том, что рубль будет стабильным, а инфляция будет постепенно снижаться. Появление монет может поспособствовать ускорению оборота денег в экономике и привести к увеличению продаж на отдельных сегментах рынка.
Ожидается, что к 1 июля 2016 года в обращении будет находиться порядка 600 млн. денежных знаков образца 2000 года. Для их замены потребуется всего 80 млн. экземпляров банкнот нового номинального ряда и 400 млн. монет.
Это означает, что значительно сократятся расходы на транспортировку, пересчет, хранение, доставку денег до потребителя. Срок службы монеты составляет от 10 до 15 лет, срок службы разменной банкноты мелкого номинала - от 6 до 12 месяцев.
До 1 июля 2016 года единственным законным платежным средством для осуществления наличных расчетов будут находящиеся в настоящее время в обращении банкноты образца 2000 года.
С 1 июля по 31 декабря 2016 года включительно банкноты образца 2000 года, а также банкноты и монеты образца 2009 года будут находиться в параллельном обращении и являться обязательными к приему при осуществлении всех видов платежей всеми субъектами хозяйствования без ограничений.
На протяжении следующих пяти лет — с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года включительно — будет производиться обмен денежных знаков образца 2000 года на денежные знаки образца 2009 года в любой сумме без ограничений и без взимания комиссионного вознаграждения.
При этом обменять старые денежные знаки на новые можно будет:
- с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года включительно — в Нацбанке, банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Беларуси;
- с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2021 года включительно — в Нацбанке.
С 1 января 2022 года денежные знаки образца 2000 года будут считаться недействительными.
Решение о деноминации белорусского рубля принято в целях совершенствования денежного обращения, упрощения учета и расчетов, поддержания оптимального купюрного строения денежной массы, значительного сокращения государственных расходов на обслуживание наличного денежного обращения.
Процесс деноминации носит технический характер и не повлияет на покупательную способность белорусского рубля, курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам, а также фактически сложившийся уровень инфляции.
Цены на товары и услуги с 1 июля 2016 года будут пересчитаны с учетом выбранного масштаба деноминации – 1:10 000. Иными словами, если до деноминации какой-либо товар стоил, к примеру, 100 000 рублей, то после деноминации его цена составит 10 рублей. При этом, чтобы покупателям было легче адаптироваться к подобным изменениям, на время параллельного обращения старых и новых денежных знаков, то есть в период с 1 июля по 31 декабря 2016 года, все субъекты хозяйствования обязаны будут указывать две цены — старую и новую.
По аналогичному принципу при проведении деноминации будут пересчитаны зарплаты, пенсии, стипендии, остатки денежных средств на банковских счетах, балансы предприятий и учреждений и т. д.
Регулятор отмечает, что подготовка к проведению деноминации заняла достаточно длительный период. Новые денежные знаки были изготовлены по заказу Национального банка еще в 2008 году. Однако тогда в связи с мировым экономическим кризисом и, как следствие, ухудшением экономической ситуации в нашей стране проведение деноминации было отложено, а изготовленные денежные знаки — переданы в Центральное хранилище Национального банка.
С учетом времени изготовления новые белорусские рубли имеют определенные особенности. В частности, на выпускаемых в обращение банкнотах образца 2009 года размещено факсимиле подписи занимавшего на тот момент должность председателя правления Национального банка Республики Беларусь П.П. Прокоповича. Кроме того, на новой банкноте номиналом 50 рублей размещена надпись «пяцьдзесят», которая не соответствует действующим в настоящее время правилам белорусской орфографии. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 года №420-З «О правилах белорусской орфографиии пунктуации» это слово должно писаться через букву «я» во втором слоге — «пяцьдзясят».
При осуществлении последующих заказов на изготовление новых банкнот Национальный банк обещает несоответствия устранить.
 Одновременно с изготовлением новых денежных знаков были отпечатаны профилактические плакаты «Знай свои деньги», которые Национальным банком будет преданы ОВД.
В связи с предстоящей деноминацией не исключена возможность совершения преступлений как различного рода мошенничеств по обмену старых купюр на новые, так и фальшивомонетничества.
Так анализируя данное направление служебной деятельности, хотелось бы привести наиболее типичные виды преступлений: а это использование мошенниками в расчетах и обменах денежных средств купюры иностранных государств внешне схожие по виду меньших по номинальной стоимости или выведенные из денежного обращения и не являющихся платежным средством путем частичной подделки (изменением номинала, подчисток, дорисовок), а также изготовление с использованием цветных лазерных принтеров поддельных купюр образца 2009 года с целью их дальнейшего сбыта населению полагаясь на неосведомленность граждан.
Справочно: 22.01.2015 Гродненским межрайонным отделом Следственного комитета Республики Беларусь возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.209 УК Республики Беларусь (мошенничество) по факту того, что 10.01.2015 двое неустановленных лиц, находясь в помещении СООО «Корона» по ул. Горького, 91 в г.Гродно, при приобретении зимних курток предъявили жителю г.Гродно в качестве оплаты две купюры номиналом 500 Евро с признаками подделки. Согласно заключению эксперта данные денежные знаки являются долларами Африканской страны Зимбабве и имеют признаки частичной подделки, а именно изменения названия иностранной валюты доллары на ЕВРО.
Вот в этом разрезе органами внутренних дел будет проводиться профилактическая работа.
По прежнему можно выделить ряд факторов способствующих фальшивомонетничеству:
Можно выделить ряд факторов, способствующих фальшивомонетничеству в Республике Беларусь:
- трудовая миграция населения;
- существование нелегального рынка иностранной валюты;
- прогресс полиграфического оборудования и доступность копировально-множительной техники.
-недостаточная осведомленность большинства граждан, в т.ч. и лиц, осуществляющих прием наличности о внешнем виде денежных банкнот образца 2009 года.
В Республике Беларусь фальшивомонетничество является уголовно наказуемым деянием и отнесено к категории тяжких преступлений. Уголовная ответственность за изготовление, хранение с целью сбыта либо сбыт подделок предусмотрена в статье 221 Уголовного кодекса Республики Беларусь в виде ограничения свободы на срок от 2 до 5 лет или лишения свободы от 2 до 15 лет с конфискацией имущества или без конфискации.