Журналист пообщался с героем проекта.
Традиция Мирской батлейки известна с начала 20-го века, когда в одном из домов перед Рождеством собирались несколько семей горожан и к ним приходили артисты братья Силко. Пьесы, особенные и самобытные, со временем затерялись. Но не забылись. В наше время по крупицам восстановленные представления презентуют учащиеся Мирского колледжа под чутким руководством Константина Петримана, который никак иначе как судьбой и делом жизни занятие батлейкой не называет.
«Действительно, это судьба. Я молодым специалистом приехал с супругой в Мир, детки наши здесь родились и выросли. Работал сначала воспитателем, после — учителем в тогда еще художественно-реставрационном училище. Уже в то время здесь занимались батлейкой. И это была одна из первых попыток в Беларуси возродить батлейку, потому что 1980-е годы характеризуются небывалым подъемом интереса к национальной белорусской истории. И здесь были талантливейшие педагоги-искусствоведы, Валентин Каунин, Галина Жаровина, Анна Выгонная, которые знали, что существовала в Мире своя батлеечная школа», — начинает рассказ заместитель директора по учебно-воспитательной работе Мирского государственного колледжа.
Биохимик по образованию, но увлеченный историей, педагог мечтал попасть в круг тех, кто занимается батлейкой. «Было очень интересно. Ведь это не придуманная какая-то народная традиция, не псевдофолк. В 2011 где-то, когда разъехались люди, которые занимались Мирской батлейкой, эту работу взял на себя я. Возникла идея возродить аутентичную батлейку Мира. О ней помнили только несколько старожилов городского поселка. Даже родственники братьев Силко не знали о большой славе известных местных батлеечников. Только спустя время славное имя было им возвращено», — говорит Константин Петриман.
Константину Петриману и его коллегам по творческому цеху хотелось идти по своему пути. Главной задачей виделась ни в коем случае не модернизация, а возрождение классической Мирской батлейки. Что получилось, и с успехом. «Ящик для представлений, его называют скрыня, у нас, можно сказать, раритетный. Это могилевский тип ящика и создан он по типу того, который хранится в петербургском музее этнографии. Все размеры были сняты досконально», — вводит в курс дела Константин Петриман. Все стандартно: два уровня — небо и земля. Но дальше — самое интересное, потому что у каждой батлейки есть свои региональные особенности.
«Начиная с католического Рождества и до православного Крещения батлеечники 20-го века играли пьесу про царя Ирода. Играли для всех. Особенность игры династии братьев Силко — в большинстве своем у них были стихотворные пьесы», — продолжает руководитель Мирской батлейки.
А ці тая то гаспода, што чакала наша прыхода?
Тая! тая!
А ці тая гаспадыня, што куцёю не абміне?
Тая! Тая!
А ці тая то радзіна, што чакала Раства Божага сына?
Тая! Тая!
После особенного и характерного приветствия батлеечники пели кант, что характерно только для Мира. Затем начиналось само действие. Именно так в дома горожан приходил светлый праздник. «Заканчивалось представление поздравлением. После религиозной части начиналось такое скабрезное действо с паном и паненкой, где детям уже было нечего делать. Темы другие были. Мирские батлеечники это тоже играли, но Рождество — праздник религиозный, поэтому большее внимание уделялось первой части», — говорит Константин Петриман. Это было особенно важно, потому что представление служило неким толкованием религиозных сюжетов на понятном и простом языке.
Герои мирских пьес ведут себя, как обычные люди. Интерес постановкам добавляет то, что они чаще всего очень похожи на местных — это практика, традиционная для всех батлеек. Но ведь в каждой местности свой колорит. «Сведения о том, какими были герои Мирской батлейки, щепетильно были собраны у старожилов Мира. Так, одна из местных жительниц рассказывала о том, что черт, а это целый образ, говорил как Мейза Стельмахов, его звали Мейза-Грейза. У него была очень особенная речь, он постоянно ворочал словечки то польские, то русские», — рассказывает Константин Петриман.
Кстати, в чем характерность только Мирской батлейки — черт находился за дверями скрыни, а на землю он попадал только после того, как покупал чью-то душу. «Вообще батлейка — это целая философия. На небе были только ангелы, на земле — все остальные. Никаких исключений», — говорит руководитель.
К слову, Мирская батлейка уже в этом году может пополнить государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Традиция существования народного кукольного театра в Кореличском районе — один из 19 элементов нематериального культурного наследия, которые готовятся на включение в госсписок. «Это очень приятное ожидание, просто греет душу. Ведь Мирская батлейка — это часть богатейшего культурного наследия Беларуси. Одна из посетительниц, а у нас много посетителей, и разного возраста, как-то сказала, что наша батлейка, как Слуцкий пояс или крест Евфросинии Полоцкой. И меня это ничуть не смущает. Батлейка сегодня модная. Новоделы замыливают суть батлейки, а нам удалось восстановить огромный пласт классической батлейки, которых сегодня раз-два и обчелся», — делится Константин Петриман.
Событие, которого с нетерпением ждут сегодняшние мирские батлеечники, будет означать что еще один драгоценный камень будет заложен в сокровищницу белорусской культуры. И для того чтобы он не пропал и не потерялся, в Мире активно работают. В первую очередь через обучение и приобщение к делу молодых людей — учащихся Мирского колледжа.
Для новоиспеченных актеров театра Константин Петриман проводит небольшой мастер-класс. Девчата, учащиеся Мирского колледжа, пробуют выработать царский голос. «Он должен работать четко, командным должен быть, раз уж это царь. У всех неофитов боязнь громко говорить, но у нас можно, — смеясь, говорит руководитель батлейки и отыгрывает царскую фразу. — Смiiiрнааа! Я цар!». Тут же сцена, где царь встречается со смертью: «О, смерць мая маці, не хачу паміраці!» И царь Ирод лишается головы.
«У нас в колледже учатся разные дети, некоторые из неблагополучных семей, кто-то стоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. И когда ребенок приходит сюда, то это действует для него как социальный лифт. Он выступил на сцене, где сотня человек на него смотрит, ему жмет жюри руку и говорит :»Молодцы ребята, ну вы и выдали!» И он чувствует, что выходит на новый уровень, о нем пишут в газетах. И как ребенку себя по-другому ощущать? Он понимает, что можно не только окна бить, хотя и от этого никто не застрахован, но и делать что-то другое», — делится педагог.
Но главное, что все, кто попробовал себя в качестве актера, всегда помнят этот опыт. «Это же интерактив полнейший. Зритель может находиться очень близко. И когда дети видят реакцию, когда кукла, молчащий кусок дерева, оживает, то меняется все. И не важно, кто пробует играть, будь то депутат Палаты представителей, директор предприятия или член областной администрации. Все, кто видит наше представление, спрашивают, а можно ли за скрыню. И глядя со стороны, понимаешь, что дай человеку текст, то он такое выдаст!» — говорит Константин Петриман.
Так и продолжает жить Мирская батлейка. Дети учатся, играют, вживаются и любят свои роли. И даже покидая стены Мирского колледжа, заглядывают в альма-матер и с горящими глазами просят хоть ненадолго вернуться к своим куклам. А участие в тематическом фестивале — большая награда и подарок судьбы для каждого из них. Но, что интересно, в колледже идут дальше: помимо обучения учащихся в планах сегодняшнего руководителя Мирской батлейки набрать и создать взрослую труппу.
«Здесь в Мире, на этой старинной, древней земле по-новому все воспринимается и осмысливается. И даже то, что здесь смогли успешно восстановить такое большое достояние белорусской культуры — батлейку, очень знаково. В мире действительно много таких объектов и они бывают забыты, где-то очень незаслуженно. Но мы смогли пронести наше достояние через полонизацию и русификацию», — говорит Константин Петриман.
И тут же добавляет: «И День народного единства, когда объединились белорусы, стал новым стимулом, побудил снова изучать и помнить свое. Свое надо знать, это очень важно. И нельзя своего стесняться, потому что тогда наши дети будут стесняться нас».
Прощаясь на фоне Мирского замка, а именно с ним соседствует колледж, руководитель Мирской батлейки говорит: «Каждый белорус должен четко понимать, что его малая родина — это его огромная гордость. Какое прошлое за нашими плечами! За нами Мирский и Несвижский замки, Брестская крепость и Буйничское поле, за нами — наши предки. И гордиться ими — это долг каждого белоруса, это честь для каждого из нас. Мы белорусы — и мы такие!»