История поля хранится не в талмудах — у хозяйства есть программное обеспечение и те самые планшеты, куда агроном может заглянуть и понять, какими были прошлые урожаи, какие удобрения применялись. Все подключено к GPS и ГЛОНАСС. Эти спутниковые системы позволяют повысить точность движения техники по полю с погрешностью 2 см. Но для их использования на технике — тракторе или комбайне — должен стоять бортовой компьютер. И, конечно, этот трактор должен быть на ходу.
Во время рабочей поездки в Гомельскую область в апреле прошлого года глава государства ознакомился с созданной системой по ремонту и восстановлению старой техники и обратил внимание на вопросы дисциплины.
«Речь идет о том, что в хозяйствах трактор, прицепная техника отработали пять, семь, десять лет — списали или под забор бросили. Прошло десять лет — по бухгалтерии списали, шито-крыто. Мы приняли решение: из-под забора все достать, из двух сделать одну, если получается, если не совсем разобрали. Восстановить за счет запчастей комплектующих и дать новую жизнь этой технике. Красавица!» — сказал Президент, оценивая представленные образцы восстановленной техники.
Глава государства обратил внимание, что это поручение должно было исходить не от него, а в первую очередь на местах следует бережно и по-хозяйски обращаться с техникой. «Относимся расхлябанно, не бережем ее. А это деньги!» — заметил он.
Комбайн «Гомсельмаша» должен работать минимум 15 лет, подчеркнул Президент. То же касается и тракторной техники. Александр Лукашенко напомнил, как однажды общался с американским фермером, который более 30 лет эксплуатировал белорусский трактор и тот был исправен и полностью в рабочем состоянии.
Тот же уборочный комбайн «Гомсельмаша» GS10 PRO считается золотой серединой в соотношении цена/качество. На рынке он стоит больше Br500 тыс. — это около $170 тыс. Отталкиваясь от этой цифры, можно представить потери от безалаберности руководителей, которые за техникой не смотрят. Трактор МТЗ стоит около Br210 тыс. Сколько их стоит разобранными на мехдворах — столько хозяйство и потеряло. Легко посчитать.
Но на этот же комбайн можно поставить систему картирования урожайности, которая позволяет считывать с каждого квадратного метра не только результаты «сколько выросло», но и сколько из почвы вынесено питательных веществ — калия, фосфора и азота. И увеличить урожайность в среднем на 25%. Вот такие варианта использования техники.
Рассмотрим цифровизацию сельского хозяйства на конкретном примере. На уже упомянутом предприятии «Восход» используются три информационные системы, которые позволяют значительно повысить эффективность работы аграриев. На «Восходе» эти системы начали активно внедрять с прошлого года, но они уже успели хорошо зарекомендовать себя. Наиболее развитой системой в хозяйстве считается «Ресурсоконтроль», которая установлена на весь автопарк. Система позволяет в режиме реального времени видеть движение техники по полям. Кроме того, «Ресурсоконтроль» позволяет отслеживать расходуемое топливо.
В системе «М-комплекс» аграрии могут одновременно видеть показатели всех ферм «Восхода», такие, как привесы и надои. Таким образом, специалисты могут оперативно реагировать на возникающие проблемы. «М-комплекс» оснащен модулем кормления, благодаря которому у работников предприятия есть возможность отслеживать точность кормления и правильность рационов питания.
С системой «История поля» на предприятии «Восток» начали работать не так давно. В настоящее время там накапливается информация, а уже в следующем сезоне в хозяйстве рассчитывают на первые результаты ее работы. «История поля» — это аналог книги полей, которую агрономы вели на бумаге. В программу вносится информация по каждому полю: какие культуры там росли, какая у них была урожайность, какие удобрения и средства защиты вносились. Таким образом, аграрии смогут принимать более точные и верные решения о культурах, которые будут расти на полях в будущих сезонах. Кроме того, программа оцифровывает каждое поле, а тракторы, оснащенные автопилотом, могут двигаться по этим полям по заданной в «Истории полей» траектории.
В животноводстве все еще интереснее. У многих из нас за последние два года на руках появились смарт-часы или фитнес-браслеты, которые измеряют пульс, давление, активность. Во многих хозяйствах такие же, только нашейные, браслеты есть у коров. Да, мир технологий развивается аналогично для всех. Если не пользоваться этим, можно быстро остаться не у дел.
Это переход от реактивного управления, когда животное заболело или не может родить, к активному управлению. Аграрии заранее видят, какое отклонение намечается, и сразу на его реагируют. Конечно, это не все примеры использования передовых технологий в животноводстве. Есть еще и генотипирование животных — технология, которая позволяет значительно быстрее, чем традиционные методы селекции, улучшать структуру стада.
Одной из движущих сил животноводческой отрасли нашей страны является Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по животноводству. Там, среди прочего, занимаются и созданием новых, и совершенствованием существующих пород скота. Как отмечает генеральный директор РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по животноводству» Александр Портной, в последнее время эти процессы значительно ускорились.
«Если в прошлом веке нашу черно-пеструю породу свиней создавали более 30 лет, то сегодня мы вывели белорусскую мясную и белую породы где-то за 15-16 лет. То есть, время наблюдения породы сократилось практически в полтора — два раза. Благодаря современным технологиям мы можем значительно раньше узнать о продуктивности потомства. И это приводит к более успешному результату. Таким образом, мы можем за относительно короткий промежуток времени предоставить нашей стране новые породы животных», — пояснил Александр Портной.
Одна из самых передовых разработок, внедренных в сельское хозяйство, — это дроны. Например, квадрокоптеры-опрыскиватели. У них есть резервуары для смесей, магнито-чувствительные датчики уровня жидкости, и они обрабатывают до 14 га в час. Равномерно, быстро и эффективно. А еще ими можно разбросать семена со скоростью 50 кг в минуту. Или лететь по фруктовым садам и опылять нижнюю часть растений.
Но цифровизация — это еще и вопрос стратегии для руководителей хозяйств.
«Президент в свое время обратил внимание на то, что в сельское хозяйство необходимо внедрять цифровые технологии, и это было очень верное и правильное решение. Потому что без цифровых технологий сложно развиваться, они присутствуют везде. Куда бы мы ни пошли, мы везде видим «цифру». Сельское хозяйство в этом немного отставало. Но последние два года мы стараемся семимильными шагами идти вперед», — рассказала начальник отдела правовой и кадровой работы государственного предприятия «Восход» Ольга Липская.
Тот, кто приходит работать в долгую, на результат, даже не будучи инженером, может и оборудование сам сконструировать. Не без помощи, конечно. Но все действительно начинает работать от внутреннего желания сделать хорошо.
Пример такого рачительного подхода — сельскохозяйственный филиал ОАО «Минскоблагросервис», который в августе 2022 года посетил Александр Лукашенко во время рабочей поездки в Мядельский район Минской области. Президент объяснил, чем примечательно именно это хозяйство — это образец для создания новых хозяйств, где с учетом современных подходов созданы необходимые объекты, в том числе хороший мехдвор для хранения и обслуживания энергонасыщенной техники, построен зерносушильный комплекс. При этом хозяйство в Мядельском районе было создано фактически с нуля за счет объединения ранее неэффективно использовавшихся сельхозугодий.
«Это образец создания новых хозяйств: машинный двор, который должен быть, зерносушилка, которая должна быть, и молочно-товарная ферма. Это хозяйство, Мядельский район, там посевернее, они должны быть ориентированы, наверное, все-таки на молочное скотоводство и откорм КРС. Если вы еще птицу и свинину будете еще где-то производить, это уже ваше дело», — сказал белорусский лидер.
Применение цифровых технологий на молочно-товарных фермах можно увидеть на примере предприятия «Самохвалочи» под Минском. Начальник участка МТФ «Самохваловичи» Мария Тишина признается: новые технологии поначалу внедряли с опаской. Но уже спустя короткое время на ферме увидели, что работать с введением цифровизации стало проще. Тот же «М-комплекс», внедренный в работу предприятия, значительно снизил количество бумажной работы. Нажатием всего одной кнопки по итогу месяца формируется полноценный отчет.
«В хозяйстве широко используют планшеты те же механизаторы-трактористы, которые занимаются загрузкой и разгрузкой кормов. Ему приходит подробная карта кормления, он задает дату и время суток, после чего начинается кормление. Указано и количество соломы, сенажа, силоса. Все строго расписано по килограммам. После этого результаты отправляются в «М-комплекс», где начальник комплекса может посмотреть процент кормления за сутки. Это позволяет контролировать правильность кормления, его сбалансированность. И если, к примеру, упал надой молока, я могу определить, по чьей вине это случилось», — отметила Мария Тишина.
Что мы действительно делаем безукоризненно, так это продукты питания. Тут белорусам нет равных, поэтому эти продукты и покупает весь мир. Если быть точными, то больше ста стран на почти $7,5 млрд в год. Мы в пятерке экспортеров молочных продуктов и в двадцатке мясных. Конечно, при таких условиях все должны быть заинтересованы в датчиках, схемах, программном обеспечении, работе аппаратуры для урожайности — будь то зерно, овощи или корма. Вне зависимости от формы собственности — государственное это объединение или частное. Просто взять за правило: если делать — то хорошо.