«Традиционное совещание с участием заинтересованных, членов правительства и губернаторов», — отметил Александр Лукашенко в начале встречи.
На рассмотрение главы государства вынесено несколько важных вопросов в сферах экономики и социальной политики, и первый из них — упрощение процедур строительства и кредитования жилья.
Какие новшества ждет жилищное строительство
«Как мы всегда говорим, Беларусь — государство для народа. Поэтому все решения должны приниматься в интересах людей. И одной из наших приоритетных задач было и остается обеспечение граждан жильем. Собственная крыша над головой важна для любого человека. Особенно для молодой семьи. Это ее уверенность в завтрашнем дне», — сказал Президент.
В отчетах аналитиков одна из первых причин оттока кадров из небольших населенных пунктов — отсутствие возможности приобрести собственное жилье или хотя бы заселиться в организованное комфортное и благоустроенное арендное жилье.
«Сегодня следует придать новый импульс жилищному строительству на селе, в том числе индивидуальных домов, строительству предприятиями арендного жилья для своих работников. Правительством предложен целый комплекс новаций: от упрощения подключения к инженерной инфраструктуре индивидуальных домов до расширения финансовой поддержки молодым семьям (до 31 года)», — рассказал Президент.
Все новации были рассмотрены экспертным советом при Совете Республики, в Комитете государственного контроля и Администрации Президента. Однако, по словам Александра Лукашенко, общее согласие по документам не достигнуто.
Глава государства спросил у министра архитектуры и строительства, действительно ли все предлагаемые меры упрощают процедуры строительства (чтобы не получилась видимость вместо решения вопроса), позволит ли обновленное законодательство развернуть жилищное строительство и как в этих процедурах задействован банковский сектор, будет ли у запланированной поддержки достаточное финансирование.
Как в Беларуси предлагают консолидировать транспортные системы
Второй темой совещания стало совершенствование транспортной инфраструктуры. Александр Лукашенко рассказал, что более года назад к нему обратился инвестор с предложением о создании единого национального оператора. Предлагалось объединить под его крылом все имеющиеся в стране интеллектуальные транспортные системы (платные дороги, парковочную систему, весогабаритный контроль, систему фотофиксации нарушений).
«Было поручено подробнейшим образом проработать эту тему в правительстве. Разумеется, исключительно в государственных интересах. По крайней мере, чтобы было лучше, чем сейчас, и это выражалось в финансах. Поскольку, если уж проводить цифровую трансформацию транспортной инфраструктуры, то самым передовым и удобным для людей способом», — подчеркнул Президент.
В пример он привел ситуацию с парковками, назвав ее «полным хаосом». «В самом населенном нашем городе — Минске — немало любителей затолкать свою машину куда угодно. Даже при наличии платных зон, размещенных по всему центру, есть такие граждане, которые автомобиль там поставят, но не заплатят, т.е. платежной дисциплины нет. И предложений по ее установлению тоже нет», — заметил глава государства.
«Поэтому главный вопрос таков: действительно ли единый национальный оператор укрепит дорожную и общественную безопасность, а также сможет повысить финансовую и технологическую дисциплину? Если да, то какой объем инвестиций потребуется для реализации проекта? Каковы сроки окупаемости? Просчитаны ли будущие поступления в бюджет?» — обозначил ряд вопросов Александр Лукашенко.
По его словам, пока четкого и ясного ответа на них нет. В связи с этим Президент поручил доложить, какие выгоды несет стране предлагаемая консолидация систем, насколько достоверны прогнозируемые инвестором экономические эффекты или в его «бизнес-плане» главный фактор роста — это повышение тарифов.
«Жду пояснений, за счет чего можно добиться экономии бюджетных средств, о которой инвестор заявляет», — добавил глава государства.