Галоўная / Навiны / Навiны рэгiёна
07.03.2024

Руслан Абрамчык: у год Якасці трэба дзейнічаць на апярэджанне запытаў часу

 Обеспеченность кадрами на 99%, высшее образование у более чем 91% педагогических работников, закрепляемость молодых специалистов на уровне 74% — с такими показателями система образования Гродненской области завершила прошедший год, а главное управление образования облисполкома стало лучшим в стране. Об этом корреспонденту БЕЛТА рассказал начальник главного управления образования Гродненского облисполкома Руслан Абрамчик.

«Критерии оценки того, как сработал орган, руководящий системой образования, включают десятки позиций. Кроме названных выше, это уровень квалификации педагогов, среднемесячная зарплата, процент детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи, обеспеченность местами в детских садах, процент выпускников, продолжающих учебу в вузах и ссузах, охват образованием детей с особенностями развития и многие другие, — рассказал Руслан Абрамчик. — И эти критерии не просто показатели для отчетности, это система оценки тех направлений работы, результатами которых в итоге становятся высокий уровень человеческого потенциала в нашей стране и осознанная патриотическая гражданская позиция нашей молодежи. А это значимый задел для устойчивого будущего Беларуси».

Как рассказал начальник главного управления образования, в учреждениях среднего образования региона 91,2% педагогов имеют высшее образование, почти 77% — высшую и первую квалификационные категории. Среди работников детсадов дипломы вузов имеют 63,1% педработников, а высшую и первые квалификационные категории — почти 65%.

«При этом педагоги области в перманентном режиме повышают свою квалификацию в Гродненском институте развития образования, — отметил Руслан Абрамчик. — Раз в три года каждый учитель приезжает в ГроИРО. Это необходимо для того, чтобы давать детям современные знания, использовать новые методики преподавания. В ГроИРО, можно уверенно сказать, знают каждого учителя Гродненщины. У нас не такая большая область, чтобы мы не доходили до каждого профессионала. Методисты института видят педагогов в ходе конкурсов, научно-исследовательских конференций, предметных олимпиад. И каждому организуют собственную дорожную карту профессиональной реализации, повышения мастерства, карьерного роста».

Говоря о высоком уровне закрепления кадров не только в городах, но и на селе, Руслан Абрамчик привел в пример Ошмянский район, где в 2023 году все 100% молодых специалистов остались в своих школах после завершения работы по распределению. Это результат социальной поддержки, грамотного учета потребности в молодых специалистах, целевой подготовки, после чего молодежь возвращается на малую родину. Важный фактор здесь — ранняя профилизация, считает начальник главного управления.

«Уже в восьмом-девятом классах учителя начинают активно заинтересовывать ребят своей профессией, в результате чего в области более 1100 старшеклассников учатся в профильных педагогических классах. Молодые люди приходят в профессию не случайно, в последний момент подавая документы в педагогический вуз, а целенаправленно. И мотивированный человек, конечно, остается в педагогике. В год к нам приходит более 800 молодых специалистов по окончанию колледжей и вузов. Сейчас строим работу так, чтобы это число увеличивалось, возможно, до 900-1000 человек».

Результат этой работы — успехи и победы гродненских школьников. По информации главного управления образования, в заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам приняли участие 203 представителя Гродненщины, и 82 из них (40%) одержали победы. В международных конкурсах, олимпиадах, конференциях и турнирах по учебным предметам у Гродненщины девять участников и шесть побед. В республиканском конкурсе юных исследователей участвовали 46 молодых людей, 22 стали победителями. Продолжают обучение после окончания школы более 86% выпускников.

При этом начальник главного управления убежден, что школа выполняет свою миссию качественно, если не только хорошо учит детей, но и воспитывает в них гражданскую ответственность, действенный патриотизм.

«Система образования формирует личность, — говорит Руслан Абрамчик. — Наша задача в том, чтобы молодые люди приходили во взрослую жизнь с пониманием общественных процессов и того, что нужно нашему обществу. Это закрепление наших традиционных ценностей, семейных ценностей, сохранение памяти о героическом прошлом белорусского народа. В каждом учебном заведении региона работают руководители по военно-патриотическому воспитанию. Есть много примеров эффективности их работы. Один из ярких — проект «Хлеб Победы» в гродненской гимназии №8, где ребята во главе с руководителем по военно-патриотическому воспитанию возродили рецепты военного хлеба, и вскоре представят свою работу на конкурсе «100 идей для Беларуси» в столице. Уже более 60 учреждений образования области носят имена героев войны, труда, известных на Гродненщине людей. И это не формальный акт: учащиеся ведут поисковую работу, создаются музейные комнаты и музеи, рассказывающие о тех, чье имя присвоено школе. Их жизни служат примером для молодого поколения».

Качественное образование сочетает удовлетворение запросов общества, государства как выразителя общественных интересов, детей, родителей, педагогов, заказчиков кадров, убежден собеседник. Этот круг очень широк, и включает в себя тысячи и тысячи людей. Потому Год качества ставит высокие задачи перед каждым, кто участвует в этом процессе. Для системы образования Гродненской области это будет год командной работы на сохранение достигнутого победного результата, а значит, предстоит действовать на опережение запросов времени.