Главная / Новости / Новости района
04.04.2022

Положение нового законодательства о профилактике домашнего насилия.

 

Ежедневно в оперативно-дежурную службу Кореличского РОВД поступают сообщения о семейно-бытовых конфликтах. Родственниками и близкими людьми продолжают совершатся в отношении друг друга  факты  насилия и жестокости. Преступления, в результате которых гибнут и получают увечья люди, в Кореличском районе совершаются практически ежегодно. С целью привлечения внимания широких слоев населения к проблемам бытового насилия, улучшения оперативной обстановки, связанной с совершением преступлений в сфере семейно-бытовых отношении, в период с 4  по 8 апреля текущего года будет проводиться республиканская профилактическая акция «Дом без насилия!». В связи с этим,  сотрудники ОВД Кореличского райисполкома просят жителей Кореличского района, в случае получения информации (либо известны) о фактах семейно-бытового насилия,  не оставайтесь в стороне  от общей проблемы и,  осуществляя свой гражданский  долг, незамедлительно сообщите  об этом в правоохранительные  органы по телефонам: 102, 21442, 21542, 20851.

Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам профилактики правонарушений», официально опубликованный 6 января текущего года (№ 151-З; принят Палатой представителей 21.12.2021, одобрен Советом Республики 22.12.2021), подготовлен и принят в целях совершенствования правового регулирования профилактики домашнего насилия.

Его основные положения (статьи 1-4) вступят в силу через полгода (6.07.2022). До этого времени все правовые акты Правительства и заинтересованных ведомств должны быть приведены в соответствие.

Данным Законом вносятся существенные изменения и дополнения в Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»:

1. Термин «насилие в семье» заменяется термином «домашнее насилие», который предполагает расширение круга лиц, насилие в отношении которых будет рассматриваться как домашнее, включая бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка, раздельно проживающих близких родственников, иных граждан.

2. В новой редакции излагаются основные профилактические мероприятия по предупреждению домашнего насилия. Эти изменения позволят конкретизировать функции всех субъектов профилактики
в данной сфере. Кроме того, определяется порядок организации их взаимодействия, в том числе нормативно закрепляется деятельность
в рамках протоколов межведомственного взаимодействия.

3. В настоящее время не весь объем сведений об имевших место фактах домашнего насилия учитывается в имеющихся базах данных (административные правонарушения, прекращенные за отсутствием заявления потерпевшего или его законного представителя либо примирением потерпевшего с физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс; факты домашнего насилия, списанные в дело по причине того, что административный процесс по ним не начинался в связи с отсутствием заявления потерпевшего). Такое положение дел не позволяет эффективноприменять меры превентивного воздействия. Для урегулирования данного вопроса законопроектом определяется порядок сбора, регистрации, накопления, сохранения и использования сведений о фактах домашнего насилия путем формирования и функционирования реестра соответствующей информации, который будет находиться в ведении МВД.

4. Практика применения мер индивидуальной профилактики правонарушений свидетельствует о необходимости их четкой градации
в зависимости от степени общественной опасности деяний гражданина
и исключения неэффективных механизмов в работе.

Указанные подходы реализованы путем разграничения оснований для проведения профилактической беседы и вынесения официального предупреждения, упрощения процедуры их применения, оптимизации профилактического учета в отношении граждан, наблюдение
за поведением которых осуществляют органы внутренних дел. Исключаются нормы, практически не использующиеся, а также фактически дублирующие работу в рамках выполнения предписаний иных законодательных актов (Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 104-З «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них»). В свою очередь, профилактический учет в отношении граждан, совершивших домашнее насилие, предлагается осуществлять на более ранней стадии с целью выявления семейного неблагополучия и предупреждения тяжких последствий противоправного поведения.

Так, к числу оснований осуществления профилактического учета отнесены: привлечение гражданина за совершение домашнего насилия
к административной ответственности, проведение по такому факту проверки в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства либо возбуждение уголовного дела.

5. Кроме того, для обеспечения должной и своевременной защиты пострадавших изменяются основания и порядок применения защитного предписания. Если действующий Закон предусматривает такую возможность только на основании повторного совершения домашнего насилия, то новая редакция позволит применить эту меру на стадии подготовки дела об административном правонарушении, проведения по такому факту проверки в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства либо при возбуждении уголовного дела.

6. Дополнительной процедурой взаимодействия субъектов профилактики правонарушений при оказании помощи пострадавшим будет являться использование согласия о передаче информации
о домашнем насилии.

7. Регламентируется деятельность по оказанию психологической помощи гражданину, совершившему домашнее насилие, для изменения его поведения. Формой такой помощи будет являться коррекционная программа. Основанием для ее проведения определена рекомендация должностного лица субъекта профилактики правонарушений при условии наличия согласия гражданина, совершившего домашнее насилие.

Также вносятся отдельные изменения в Закон Республики Беларусь «Об оружии». Новая редакция отдельных норм Закона не только расширяет круг лиц, чье противоправное поведение станет поводом для аннулирования соответствующих разрешений, но и позволит в дальнейшем более предметно сконцентрировать усилия на том, чтобы оружием владели только законопослушные граждане.

Таким образом, принятие изменений в Закон о профилактике правонарушений позволит в сфере предупреждения домашнего насилия:

- повысить уровень защищенности граждан, расширив круг лиц
для оказания предупредительного воздействия;

- определить четкий перечень обязанностей для каждого субъекта профилактики правонарушений;

- нормативно закрепить значительный объем мероприятий, применяющихся в практической деятельности субъектов профилактики правонарушений;

- обеспечить накопление и использование более широкого спектра информации о фактах домашнего насилия;

- оптимизировать меры индивидуальной профилактики правонарушений с учетом практики их применения;

- расширить возможности субъектов профилактики правонарушений в оказании помощи пострадавшим, а также гражданам, совершившим домашнее насилие.

 

ООПП ОВД Кореличского райисполкома