Председатель Еремичского сельсовета Петр Наумович говорит о непрекращающейся работе по установлению фактов гибели людей в годы Великой Отечественной войны:
— В течение нынешнего года у нас работали сотрудники прокуратуры и Следственного комитета, которые по крупицам продолжают собирать информацию о геноциде белорусского народа. Не так давно умер единственный свидетель тех страшных событий — 96-летний Анатолий Синица из деревни Новое Село. Но его воспоминания записаны и сохранены. Человек пронес боль и страх через всю жизнь. Фашисты прострелили ему руку, он долго прятался в болотах, но все-таки каким-то чудом ему удалось спастись. Остальные очевидцы были в то время совсем маленькими детьми, они мало что помнят.
Петр Наумович, председатель Еремичского сельсовета, возле памятника жителям сожженной деревни.
Петр Анатольевич рассказал, что в военное время в окрестных лесах действовали партизанские отряды, и мирные жители оказались заложниками ситуации. Днем приходили немцы и местные полицаи, выполняли свои планы по заготовке продовольствия. Ночью за продуктами, одеждой, лекарствами наведывались партизаны. Месть фашистов была страшной.
— Фундаментальный скульптурный памятник в Новом Селе глубоко символичен, — продолжает экскурс в историю наш собеседник. — В феврале деревню сожгли дотла, убив 256 человек. На месте массового уничтожения мирного населения сейчас фигура воина и женщины с ребенком. Памятник установлен в 1959 году колхозом «Красный партизан». Второй раз жителей Нового Села уничтожали на хуторе Карницкого. Здесь также установлен памятник-обелиск, который венчают пятиконечная звезда и крест. На этом месте когда-то стоял деревянный сарай, куда согнали стариков, женщин, детей. Всего здесь покоится 75 человек, самому старшему было 96 лет, младшему — шесть месяцев.
Директор Еремичской базовой школы имени Владимира Колесника Людмила Тарасевич приглашает в школьный музей, где несколько стендов посвящены трагедии сожженных деревень:
— Несколько раз в год ездим с учениками в деревушки по всей территории сельсовета для благоустройства памятников. Это часть патриотического воспитания подрастающего поколения. Тем более факты геноцида белорусского народа не надо искать. Наша еремичская земля буквально пропитана кровью наших предков. Какую деревню ни назови — везде были жертвы страшной фашистской напасти. И наши дети это хорошо знают, активно интересуются именами героев и злодеев, ищут фотоснимки. Вот на стенде фото Ирины Кеды. Она одна из немногих выживших жителей Нового Села в июле 1943 года. Долгое время школьники вели с ней переписку. Во время тех ужасных событий девочке было семь лет. Она осталась сиротой, воспитывалась в детском доме.
Людмила Тарасевич.
Людмила Тарасевич показывает папку с названием «Дело Семена Серафимовича». Ужасно осознавать, что среди нелюдей, которые чинили кровавые расправы над семьями партизан, убивали беззащитных стариков и детей, были предатели из числа односельчан.
— Главными преступниками по уничтожению мирных граждан на территории Кореличского района были комендант Фаст, начальник жандармерии и их сообщники, среди которых местный житель Семен Серафимович, — рассказывает собеседница. — Они организовали в одной из хат притон, куда насильно затаскивали девушек и женщин, насиловали, после чего расстреливали. После войны ему каким-то образом удалось сбежать в Лондон. Однако спустя 50 лет органы британского правосудия заинтересовались этим человеком. Итогом совместного расследования, проведенного с помощью правоохранительных органов Беларуси, стало возбуждение уголовного дела.