Хатынь была сожжена дотла 22 марта 1943 года. Утром гитлеровские каратели выгнали из домов стариков, детей, женщин и мужчин. Всех загнали в сарай и подожгли. Из находившихся в сарае остались в живых лишь двое детей — семилетний Витя Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Чудом выжил и взрослый свидетель этой трагедии — Иосиф Каминский. Обгоревшему, израненному ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего смертельно раненого сына. Мальчик умер на руках у отца.
На месте сожженной деревни, в память о погибших в годы Великой Отечественной войны, в 1969 году был открыт Государственный мемориальный комплекс «Хатынь». А единственный взрослый свидетель трагедии деревенский кузнец Иосиф Каминский стал прототипом образа для известного памятника «Непокоренный человек».
Хатынь стала символом безмерных испытаний белорусов, это лишь одно из тысячи мест, земля которых впитала в себя слезы и кровь ни в чем не повинных людей. Всего на территории Хатынского мемориала хранится земля 186 населенных пунктов, сожженных карателями.
Судьбу Хатыни разделили и деревни Кореличского района. От огня фашистов пострадали 59 частично сожженных деревень. 10 из них были уничтожены полностью, три — никогда не восстановились. В день памяти жертв Хатынской трагедии в Кореличском районе почтили память невинно убитых жертв Великой Отечественной войны.
Памятный митинг-реквием состоялся в деревне Новое Село, где от рук карателей погиб 331 человек. Старшему было за восемьдесят, самый юный едва появился на свет. Белорусы мстили захватчикам: наносили удар по врагу из партизанских лесов, а оставаясь в родных местах, поддерживали народных мстителей, чем могли.
К микрофону пригласили председателя Кореличского райисполома Андрея Гордея.
— 22 марта 1943 года — скорбная дата в истории Республики Беларусь. Трагедия Хатыни, тысяч деревень и городов с такой же судьбой — это неутихающая боль в сердце белорусского народа. Сегодня мы, представители разных поколений, собрались вместе, чтобы почтить память невинно погибших, — отметил в своем выступлении Андрей Валерьевич. — Трагедия Хатыни среди многих скорбных событий Великой Отечественной войны всегда занимала особое место. Ни на одной географической карте нет населенного пункта с таким названием, но о нем знает весь мир. Хатынь – это памятник всем мирным жителям Республики Беларусь, которые погибли в те страшные годы. Мы должны всегда помнить о трагических событиях тех дней и никогда не допустить их повторения.
Когда идет сражение между войсками на поле боя, это одно дело, а когда звериное полчище уничтожает мирных жителей — это совсем другое. И только потому, что люди жили на своей земле, в своей стране, а это противоречит страшной политике фашизма. Политика эта очень проста — уничтожить большую часть славянского населения, а остальную — угнать в рабство в Германию. Благодаря нашим солдатам, невинно погибшим, мы отстояли свою страну, свой суверенитет.
Трагедия Хатыни — не случайный эпизод войны, а один из тысячи фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида гитлеровской Германии по отношению к населению Беларуси.
Вдумайтесь: оккупанты и их пособники-полицаи сожгли более 9 тысяч белорусских деревень, среди них — 59 частично сожженных деревень Кореличского района, 10 из которых были уничтожены полностью, и Новое Село — одна из них.
Для нас, белорусов, это большая трагедия, когда стираются с лица земли деревни, погибают люди. И мы знаем с чего это все начинается: с идей расового и генетического, любого другого превосходства одних народов над другими, с разделения на высших и второстепенных. Страшно то, что эти теории и сегодня находят своих приверженцев во всем мире.
Когда трагедия Хатыни начинает замалчиваться, информационный вакуум быстро заполняется разнообразными альтернативными версиями или даже оправданиями случившегося. Наша сила — в этой памяти. В том, что мы помним каждого погибшего, помним те зверства, помним трагедию нашей земли, которую пережили люди. Жители были уничтожены просто так: они не были участниками боевых действий, регулярной армии, партизанского или подпольного движения. Их просто уничтожали, потому что считали «недонаселением».
Идет время, но не стираются из памяти трудные годы войны. За общее дело боролись все, от малышей до стариков, люди отдавали себя, свои мастерство, опыт, силу ради победы, которая обошлась для нас очень дорогой ценой.
Мы должны приезжать сюда и говорить об этом. Привозить наших детей во время школьных экскурсий, как ответственные родители, чтобы показать подрастающему поколению случившееся на нашей земле. Это никогда не должно повториться. Рассказывать о том, какой могла бы быть наша страна, если бы во времена Великой Отечественной войны не была уничтожена треть нашего населения. Дети, которые могли бы стать великим художниками, архитекторами или политиками, — их больше нет.
Мы должны это помнить! Отдавать должное им, тем, которые погибли ради нас.
И пусть эти голоса из прошлого каждому поколению напоминают о том, как хрупок мир, как ценна человеческая жизнь и как легко все это потерять. Поколение за поколением как эстафету мужества, стойкости передавать память о подвигах отцов, учиться у них любви к Родине и нести в сердце клятву - вырасти людьми, достойными павших. Чтобы мы могли говорить всему миру: не смейте сотворить ничего подобного, произошедшего в годы военного лихолетья.
Мы никогда не простим жестокость, бесчеловечность и бесчинства врага на нашей земле. Мы это помним, и в этом наша сила.
Перед участниками митинга выступил председатель Еремичского сельского Совета Сергей Боричевский, напомнивший всем присутствующим трагическую историю Нового Села:
— За время оккупации на территории Еремичского сельсовета было сожжено 8 населенных пунктов: Антонево, Быковичи, Лядки, Погорелка, Рудьма, Чёрная, Синявская Слобода, а деревня Новое Село повторила судьбу Хатыни. Фашисты не смогли с первых дней войны сломить борьбу жителей этих деревень. Именно жители этих деревень в первые дни отступления Красной армии помогали оказавшимся в Новогрудском котле, который охватывал Кореличский и Мирский районы, уйти из окружения, а многие раненые получили спасение и продолжили боевой путь в тылу врага, в партизанских отрядах многие стали командирами партизанских отрядов. Среди них Дмитрий Александрович Денисенко — командир 1-й кавалерийской бригады (его отряд расположился в урочище Добрач).
С самого начала фашисткой оккупации в деревнях Синявская Слобода, Погорелка, Лядки были созданы подпольные группы, в которые входили в большинстве комсомольцы. К сентябрю 1941 года в их составе было 40 молодых людей. Когда сложились трудные условия работы в подполье и нависла угроза ареста, в мае 1942 года подпольщики ушли ив лес и создали партизанский отряд «Комсомольский», который позже перерастет в бригаду. Развернулась партизанская война, оккупанты не смогли чувствовать себя хозяевами, так как регулярно устраивались засады, совершались погромы полицейских участков, уничтожались линии связи и продовольственные склады фашистов. Две проведенные блокады не сломили партизанское движение, и фашисты в злобе в январе 1943 года начали войну с мирным населением деревни Лядки. Деревня была сожжена, партизанские семьи расстреляны. Через месяц тем же карательным отрядом была сожжена деревня Новое Село, расстреляны партизанские семьи. Весной Лаврентий Непогода на пепелище возвёл дом. Именно в этот дом в июле 1943 года каратели согнали жителей и подожгли его. Многие жители были в полях, видели жуткий дым, но не могли представить, что произошло. Фашисты отошли, но недалеко, они своим звериным чутьём понимали, что ещё оставались жители и, повторно окружив деревню, оставшихся жителей погнали на хутор Карницкого, закрыли в гумне и подожгли. Большинство жителей деревни Новое Село погибли в огне, самому старому Мартыну Ивановичу было 80 лет, Анне Стасенюк не было и года.
Память — это единственное, что остается с нами, и чем мы можем отблагодарить не вернувшихся с войны и погибших в годы военного лихолетья. Они погибли ради нас, ныне живущих, и теперь достойны вечной славы, вечной памяти. Есть в истории страны события, над которыми не властны ни времена, ни человек, ни повседневная суета. Пройдет 90, 100 лет, но память людская навсегда сохранит их подвиг.
Фундаментальный скульптурный памятник, возле которого проходил митинг, глубоко символичен. Он был установлен в 1959 году. Фигуры воина и женщины с ребёнком — увековечение памяти тех, кто мужественно сражался за освобождение родной земли, и тех, кто стал жертвой жестокого кровожадного фашизма, но не покорился врагу, не предал родную землю и своих земляков.
На митинге присутствовали сотрудники Управления Следственного комитета Республики Беларусь по Гродненской области, которые принимают участие в патриотическом автопробеге, посвященном 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Вместе с сотрудниками комитета на митинг в Новое Село приехал Виктор Железнякович, сын комиссара Комсомольского партизанского отряда Павла Железняковича.
— История циклична, — заметил в своем выступлении Виктор Павлович. — Буквально сегодня я пересматривал кинохронику, на которой запечатлен момент открытия памятника, у которого мы находимся, и тогда здесь собралось очень много человек, выступал мой отец. Сегодня здесь тоже многолюдно, и среди присутствующих много молодежи. Это значит, что память о тех трагических временах, о самоотверженности и героизме наших предков живет в наших сердцах и будет жить в сердцах и душах следующих поколений.
Поминальную молитву в память о жертвах фашизма прочел настоятель храма Вознесения Господня в агр. Еремичи иерей Михаил Назаревич.
На митинге прозвучали архивные воспоминания жителей деревни Новое Село Ирины Седачевой, Анны Штытько, Ольги Кеда и Таисии Генак.
Память всех погибших в годы Великой Отечественной почтили минутой молчания, к памятнику были возложены венки и цветы.
Начальник управления кадров и идеологической работы Управления Следственного комитета по Гродненской области Юрий Куцевич рассказал, что участниками автопробега, который стартовал в феврале 2025 года в Островце, стали сотрудники Следственного комитета, студенты-целевики Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, курсанты Академии Министерства внутренних дел:
— 14 февраля Следственный комитет Гродненской области дал старт акции, посвящённой 80-летию Великой Победы. Она будет разделена на несколько этапов: автопробег, мотопробег и велопробег. Первый день автопробега мы начали с Островецкого района, с территорий, которые были освобождены в первую очередь. Молодёжь должна учить историю не только по учебникам, лучше она запомнится при посещении таких памятных мест. Уверен, что с каждым новым этапом акции число желающих в ней поучаствовать будет всё больше. Акция закончится в преддверии 9 Мая велопробегом в Гродно.
В агрогородке Турец митинг памяти жертв Хатынской трагедии прошел на еврейском кладбище, на месте захоронения 463 узников Турецкого гетто, расстрелянных фашистами в октябре 1941 года.
Учитель Турецкой средней школы Мария Стельмах провела краткий экскурс в историю и рассказала о созданном в Хатыни уникальном музее, открывшемся к 80-летию Хатынской трагедии:
— Хатынь — памятник не одной деревне. Мемориальный комплекс стал символом страданий белорусского народа в годы войны. Здесь находится единственное в мире Кладбище деревень, а в память о жертвах фашистского террора горит Вечный огонь.
Память жертв гетто в Турце почтили минутой молчания. К памятнику возложены цветы.
На улице Октябрьской в г.п. Мир установлен памятник в память о более чем 700 мирных жителях г.п. Мир, расстрелянных фашистскими захватчиками в ноябре 1941 года. В этот трагический день у этого памятника прошел митинг памяти.
— Хатынь — символ памяти всех пострадавших деревень и городов нашей многострадальной земли, — отметил в своем выступлении преподаватель Мирского государственного колледжа Константин Петриман. — Память идентифицирует нас как народ. Пока мы помним, мы живем. Митинг закончится, каждый отправится по своим делам, но мы не должны забывать, какой ценой завоевана наша жизнь, каждый наш день, наши улыбки — ценой миллионов загубленных жизней.
Молитву в память о погибших земляках прочел настоятель храма Святой Троицы в г.п. Мир иерей Федор Лукашевич.
К памятнику возложены венки и цветы.
Сергей СТОЛЯР
Фото Инны ЛЕЙКО