В Гродненской области составлен список из 19 элементов нематериального наследия, который в будущем может дополнить Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Первым его пополнил кукольный театр из Кореличского района, в народе именуемый Мирской батлейкой. Кто и зачем сохранил эту древнюю традицию до настоящих дней и где можно увидеть уникальное рождественское представление?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо познакомиться с главным хранителем традиции — преподавателем Мирского государственного колледжа Константином Петриманом.
— По большому счету, включение в список — это лишь надводная часть огромного айсберга, с которым можно сравнить проделанную работу, — начинает беседу Константин Леонардович. — Тем не менее это очень почетно и греет душу хотя бы потому, что это не моя личная заслуга, а труд многих людей. Еще в 1989‑м, когда только открылось наше учебное заведение, сюда приехали ведущие художники, культурологи, которые на волне выросшего интереса ко всему национальному углубились в наследие народной культуры Мира.
Город столетиями был ремесленным и культурным центром, где иудейская, христианская и мусульманская культуры переплетались воедино и формировали быт типичного белорусского местечка.
— Мирская батлейка — это семейная династическая традиция, которая угасла с уходом из жизни ее наследников, — продолжает педагог. — Однако приехавшим сюда Анне Выгонной, Галине Жаровиной, Валентину Каунину удалось привезти в Мир воспоминания о его собственном культурном наследии, пусть жители о нем уже не помнили.
По крупицам искусствоведы начали возрождать элемент народной культуры, посетив в первую очередь музей этнографии в Санкт-Петербурге, где хранятся оригинальные батлеечные куклы. Уже в 1990 году пошли первые представления для местного населения, а в 1997‑м труппа энтузиастов получила звание народного самодеятельного театра.
— Параллельно собирались сведения у старожилов, — рассказывает хранитель батлейки. — Но только в 2004 году удалось найти людей, которые помнили о семье батлеечников — братьях Силко — и даже описали некоторые моменты представлений, имевших существенные отличия от всей батлеечной традиции, бытовавшей на территории Беларуси. Мирская школа кардинально отличается от других, и когда ездили с реконструированными спектаклями, то нам часто эксперты задавали вопросы: дескать, почему вот так? А здесь каждый образ был списан с конкретного местечковца — и манера разговора куклы, и расположение героев.
Со временем была создана серия современных спектаклей, но, несмотря на успех, показалось более важным возродить именно представления братьев Силко, подчеркивает преподаватель:
— Мы понимали, что это красивый элемент местной культуры, который должен быть возвращен жителям. Но дело оказалось непростым. Даже родственники не знали, чем занимались их прадеды.
Последний из братьев Силко, Евгений, прошел всю войну, был ранен. Жэник-бэтлик, как его называли местные, играл в оркестре на скрипке, но батлейку никогда не доставал.
С начала XX века в Мире батлеечные представления шли во время Филиппова поста, с середины ноября. Это вообще нехарактерно для традиционной рождественской батлейки, дававшей спектакли с 25 декабря по 19 января. При этом батлеечники поздравляли с Рождеством Христовым как католиков, так и православных.
Алена Вищенко, Анастасия Ажгиревич и Доминика Андриевич.
— Братья Силко создали интересную пьесу, навеянную Первой мировой войной, которая называлась «Солдат и черт», — рассказывает Константин Леонардович. — В ней показывалось отношение человека к войне, размышления о том, как верующий человек будет жить дальше. Линия фронта проходила в 15 километрах от Мира, и тема была очень близка его жителям.
Мирские батлеечники понимали, что литературный язык для постановок совершенно не годится. Пришлось изучать различные диалектизмы, которые бытовали у людей, чтобы оживить персонажей. Взять, к примеру, того же Черта, который любит ввернуть то польское, то русское словцо, чтобы выглядеть более солидно. Так рождалась живая речь кукол. На реконструкцию ушло два года, а когда 20‑минутный спектакль показали местным старожилам, то вдруг раздался возглас из зала: «Вось гэтак, гэтак i было!..»
— Неожиданно люди начали припоминать элементы традиции, песни, канты, которые невозможно было найти ни в каких сборниках, — вспоминает Константин Петриман. — В общем, каким-то чудом удалось восстановить три батлеечных представления в оригинале. К нам стали приезжать, привозить детей, звать на различные фестивали, в том числе и международные. Батлейка выступает и элементом воспитания наших учащихся, помогает расти духовно.
Часто нас спрашивают: «А где можно взять такие сценарии?» Нигде. Надо просто жить историей своей земли, своего края.
Под звездой Вифлеема
В последние годы Мирскую батлейку знают далеко за пределами городского поселка Мир. Впереди у артистов рождественские гастроли.
— Сейчас у нас работает золотой состав, состоящий из пяти-шести ребят, которые играют с полной самоотдачей, — делится Константин Петриман. — Параллельно готовим новую смену. Важно, что дети познают свою историю и культуру не из сухих строк учебника, а сами прикасаются к своим корням. Многие после окончания колледжа готовы примчаться по первому зову. Для них батлейка — это навсегда.
В колледже действительно гордятся, что удалось восстановить еще одно достояние белорусской культуры.
— 25 декабря открыли батлеечный сезон в Несвижском замке, — продолжает Константин Леонардович. — Наш спектакль включен в программу вплоть до 19 января. Конечно же, будем показывать «каляднае» действо. По сути, это классическая пьеса о царе Ироде с Ангелом, Чертом, Смертью и жестоким Царем.
В далекие времена батлейщик заранее приходил в дом по договоренности с хозяином, ему отводилось специальное место. Это камерный театр, требующий небольшого пространства для лучшей вовлеченности зрителя. Начинается и заканчивается представление праздничным кантом. Зрителям открывается настоящее поликультурное наследие, объединяющее католиков и православных.
— Нашей деревянной батлеечной «скрыне», или ящику, для представлений уже 30 лет. Она сразу делалась со сколами, чтобы максимально приблизиться к оригиналу, — показывает преподаватель. — Куклы также изготовлены по классическим канонам батлейки. Всего их двенадцать. Все сделали своими руками, ничего не покупали.
Тем временем в небольшой комнате идет репетиция. Три девушки — из числа новичков. Они только-только осваивают премудрости батлеечного искусства.
— Для роли Царя-самодура, который все время кричит: «На колени! Я — царь!», надо вырабатывать царский голос, — смеется Анастасия Ажгиревич. — Еще один мой персонаж — Каморник. О нем пока мало знаю. Понимаю, что только в моих силах сделать так, чтобы эта деревяшка стала живой.
Нельзя сфальшивить, зритель ведь сидит совсем близко, переживают начинающие артистки вертепа.
— Учусь на Ангела! — говорит первокурсница Алена Вищенко. — Это не так просто, как может показаться. Нужно иметь голосовой диапазон. Тебя ведь не видно, а надо сыграть так, чтобы кукле верили. Вроде бы получается. Труднее всего плавно двигать куклы, добиваясь, чтобы голос совпадал с действием.
Будущая батлеечница Доминика Андриевич объясняет:
— Мне немножко проще, так как еще в школе два года училась этому мастерству в Несвиже. Но здесь, в Мире, как-то особенно ощущается, что это не какой-то новодел или псевдофолк, а исконно народное искусство наших предков. И этим хочешь не хочешь, а гордишься!
Учитель бережно достает небольшие видавшие виды куклы из такого же потертого чемодана. А дальше — надо видеть своими глазами…